Рейтинг@Mail.ru
Home / СЛАЙДЕР / Встающие с колен курят Rothmans и Kent
20.04.2015

Встающие с колен курят Rothmans и Kent

Polytika.ru  выяснила предпочтения курящих россиян

Ротманс

В опросе о табачных предпочтениях приняли участие почти полторы тысячи читателей. Им было предложено проголосовать за одну из 22 наиболее распространенных марок сигарет, производимых и реализуемых в РФ. В итоге голоса курильщиков распределились следующим образом: наибольшее число процентных баллов набрала марка Kent, которую в нашей стране производит British American Tobacco – Russia. За Kent высказались 15 процентов участников опроса. Второе место в предпочтениях курильщиков занял Rothmans, который также производится компанией БАТ-Россия. Rothmans получил 13 процентов голосов курящих граждан. Третье- четвертое места поделили Parliament (производство российских предприятий Philip Morris) и Winston (производство российских предприятий  Japan Tobacco International). При этом  Parliament получил 12 процентов  голосов, Winston – 11 процентов. Легендарный бренд Marlboro  (сигареты такой марки в РФ производят  фабрики Philip Morris) – только на 5 месте с 7 процентами голосов. Другие легендарные во всем мире марки, включая Camel, Chesterfield, Vogue, выглядят середнячками: за них проголосовало от 5 до 6 процентов опрошенных. Аутсайдерами опроса стали марки More и Muratti , производящиеся соответственно Japan Tobacco International и Philip Morris.

Очевидно, что участники нашего опроса голосовали не за бренды, а за качество табачных изделий. Поэтому неожиданно низкие места в рейтинге табачных предпочтений тех или иных марок свидетельствует о недоработках производителей по части качества выпускаемой продукции. Естественно, это относится только к российскому рынку, поскольку, как известно, производимые транснациональными компаниями в России сигареты «набиваются» не теми сортами табаков, которые используются при изготовлении оригинальных табачных изделий тех же марок.

Между тем, проводившая на российском табачном рынке схожее исследование шесть лет назад (в апреле 2009 года) компания Profi Online Research получила тогда иные результаты. В том рейтинге предпочтений российских курильщиков победу одержал Winston, за ним по ранжиру выстроились Parliament, Kent и Vogue. А вот Marlboro, как и сейчас, тоже оказалось тогда на 5 месте.

Олег Измайлов.

А что предпочитали курить в СССР?

 Табак

Марок сигарет в СССР было гораздо больше, чем сортов колбасы, различных водок или каких бы то ни было других разновидностей товаров народного потребления… Ява, Столичные, Космос, Союз-Аполлон, Прима, Лайка — эти названия были знакомы миллионам курильщиков Советского Союза, да и не только курильщикам…

«Мой дед курил «самокрутки». После тяжелого трудового дня он любил выйти на крыльцо, присаживался и крутил ее в одиночестве, что-то напевая себе под нос. Из кармана доставал прибереженный кусок газетки, в который он бережно утрамбовывал табак. Маленькой это зрелище меня завораживало. Дедушка крутил «самокрутку» не торопясь, с каким-то особенным чувством умиротворения. А когда начинало смеркаться, закуривал, и огромное облако дыма окутывало его, как туман. Может быть, поэтому я до сих пор люблю запах чистого настоящего табака».

Сигарет в Союзе выпускали много и самых разных. Хотя многие курильщики продолжали возмущаться низким качеством и отвратительным, грубым вкусом табака. Отечественного производителя все-таки продолжали поддерживать. Купить пачку сигарет было просто… Пока в конце 80-х не грянула зловещая перестройка. А вместе с ней и табачный кризис всесоюзного масштаба.

В начале XX в. любителей затянуться папироской было немного. Ситуация изменилась после Первой мировой, когда «никотин для народа» приобрел высокое оборонное значение. Курить начали все — от низов до верхов: комиссары, поэты, офицеры, трактористы… В первые годы власти Советов табака катастрофически не хватало. Руководство страны сразу смекнуло: нехватка курева может привести к бунтам, и тут же взялось поднимать табачную промышленность.

Советская сигаретная история началась после Великой Отечественной войны, во время которой состоялось знакомство одной шестой части суши, до того остававшейся заповедником самокруток, махорки и папирос, с табачной продукцией союзников и немцев.

Свои сигареты появились и у страны — победительницы. Но фильтром и формой международного образца они обзавелись лишь в 1966 году: первопроходцем стали сигареты Ява одноименной московской табачной фабрики.

Еще девять лет понадобилось государству рабочих и крестьян, чтобы войти в тройку самых больших производителей табачных изделий в мире, уступив пальму первенства лишь США и Китаю. СССР тогда штамповал 365 млрд штук сигарет в год — это Далеко не каждое изделие, выходившее из рук советских табачников, могло бы сегодня сойти за полноценную сигарету. Табачная продукция с грифом made in USSR зачастую бывала отсыревшей и гасла, если ею периодически не затягиваться. Этому способствовало и то, что эти сигареты не содержали компонентов, поддерживающих тление. А табак в них часто набивали так плотно, что перед первой затяжкой его приходилось разминать пальцами.

Чтобы как-то разнообразить сигаретное меню жителей Страны Советов и дать им более качественный продукт, официальная Москва в 1970-е годы начала массово импортировать табачные изделия из стран социалистического лагеря. Среди них особенно выделялась болгарская продукция: Стюардесса, Ти-134, Родопи, ВТ и Opal, которые буквально завоевали легкие советских курильщиков своим заметно лучшим качеством.

А настоящим пиршеством для гурманов стали пачки, приплывавшие в страну из далекой Кубы: заморские изделия были невероятно крепкими и имели вкус сигар, поскольку производились из остатков сигарного табака. Зато советские сигареты, вернее, названия марок и картинки на пачках, стали настоящей энциклопедией жизни страны. По ним можно было изучать не только особенности официальной истории и идеологии, но и географию с социологией.

Ведь в Стране Советов выпускали марки сигарет, посвященные полетам в космос, фестивалям, некоторым городам и регионам необъятного Союза. Кроме того, специфическое «свое» курево имели почти все слои и прослойки населения — от поэтов до шахтеров.

Названия говорили сами за себя: Охота, Мелодия, Речфлот, Южные, Север, Рейс, Медео, Гвардейские. Была даже удивительная для тех времен марка сигарет Менеджер, которая выпускалась на Киевской табачной фабрике

Сигаретные секреты

Советские табачники маркировали свой продукт по классам, в зависимости от качества табака и его крепости (от первого до седьмого). Но потребители свой выбор (если он был) основывали не на обозначении класса, а на том, какой завод выпустил продукцию и какова, собственно, сама пачка— твердая или мягкая.

Подавляющее большинство курильщиков были уверены, что из сигарет одной марки лучше те, что запечатаны в жесткой картонной пачке, чем в мягкой бумажной.

Screenshot_2

«Лучшими считались Столичные в твердой пачке производства конкретного завода или даже конкретного цеха» — вспоминает киевлянин Евгений Рыжков, экс-курильщик с большим стажем, работающий в сфере IT. Если говорить об украинских производителях, говорит он, то выше всего ценилась продукция киевской и львовской табачных фабрик.

Достойную конкуренцию им могли составить сигареты ленинградского и московского производства, но они в столице Украины встречались редко. А знаменитая Ява была для киевлян настоящей экзотикой.

С другой стороны, и россияне отдавали должное украинскому табаку. «Знакомые москвичи, гордившиеся своей Явой, после дегустации львовских сигарет соглашались, что, в общем, да, недурно. Но Ява… И тут же добавляли: «А можно еще сигарету и парочку пачек с собой?» — рассказывает Алексей Васин, 40-летний житель Киева, обитавший тогда в Тернополе.

Васин вспоминает, что аромат львовского Фильтра был мягким, Орбиты — сладковатым, а продукция марки Львов, если не была влажной, имела еще какой-то особый «вкус».

«Когда не было денег, покупал Приму. Помнится, неделю жил на 45 коп. в день: две пачки Примы, два бокала кваса и коробок спичек. Романтика!» — вспоминает Васин.

Рыжкову же порой удавалось пошиковать: в домашнем баре у родителей водились настоящие импортные сигареты, которые он тайком таскал.

Американский дымок был в те годы признаком невероятной успешности. Ведь оригинальные Marlboro или Camel можно было купить лишь у спекулянтов за огромные деньги—до 10руб. за пачку, а это 12-я часть ежемесячного заработка советского инженера.

Но были в СССР и свои сигареты, которые могли соперничать с заморским табачком. Причем речь идет не о «кишеневском» Marlboro, которое производили в столице Молдавии по лицензии. «Одногруппница, дочка очень козырного папы, как-то угостила пачкой Киева — крутого аналога Столичных.

И не простого, а из спец-распределителя (где отоваривались высшие чины советской номенклатуры) — вспоминает Васин. — Что сказать… Marlboro и все остальное в сравнении с ним — дерьмо».

Как изготовлялись эксклюзивные сигареты для партийного руководства, киевлянин узнал от своего коллеги-приятеля, в советские годы работавшего в Казахстане. Табак для элитных «раковых палочек» собирала спецбригада, которая выходила на плантацию затемно и брала только три верхних листа с куста. Причем собиратели трудились строго до того момента, как на растения падала утренняя роса.

Брежнев, по словам его личного фотографа Мусаэльяна, никак не мог бросить курить. Для него сделали сигареты с удлиненным фильтром, но он их даже пробовать не стал. Курил «Новость»

Но подобный товар класса люкс был доступен лишь избранным небожителям. Например, Леониду Брежневу: специально для него изготавливали элитную марку Новость. Интересно, что Новость могли купить и простые смертные в обычных ларьках, но это уже были сигареты гораздо более низкого качества.

Уже в начале 80-х сигареты без фильтра и папиросы начали считаться непрестижными. Их курили солдаты, бедные студенты, отдельные эстетствующие элементы со склонностью к эпатажу и заядлые курильщики с колоссальным стажем.

О последних надо сказать особо. Это ушедшая натура — люди, выросшие на военной и послевоенной махорке, курившие по нескольку пачек в день, для которых даже крепкие сигареты с фильтром были не более чем дамским развлечением.

Курительный фольклор

Сигареты для советских людей были не только продуктом первой необходимости, но и благодатной почвой для народного творчества. Маркам курева давали прозвища, на тему названий марок ходили хлесткие шутки-прибаутки.

Излюбленным объектом фольклора были чрезвычайно популярные в СССР болгарские сигареты. Стюардессу называли Стервой, ВТ расшифровывалось не иначе как «бычки тротуарные», Шипку ввиду изображения обелиска на пачке называли «братской могилой», а Ту-134, соответственно, «смертью на взлете».

Доставалось и продукции дружественных азиатских государств — Китая, Вьетнама и Кореи. К примеру, вьетнамские сигареты за отвратительный вкус были прозваны «портянками Хо Ши Мина» в честь первого президента Демократической Республики Вьетнам. Впрочем, сигаретам не только придумывали грубовато-забавные лозунги — они становились частью уличных легенд. Распространена была байка, связанная с твердой пачкой сигарет Космос. Многие курильщики были убеждены, что, если разорвать боковую часть крышки пачки, между слоями картона можно найти некий тайный знак. А если таких знаков набрать сразу несколько, то взамен таких вот счастливых пачек прямо в киоске Союзпечати можно получить какой-то выигрыш, совсем как в моментальной лотерее. От постера лично: мне попадались пачки «Космоса» с уравнением внутри, на боковых гранях. Считалось, что если его решить, то можно получить в магазине целый блок. Для меня до сих пор загадка, что это было. Решить ни разу не удалось, не только мне, но и вообще никому из знакомых.

Последний выдох

Новая эпоха для любителей крепкой затяжки наступила в пору перестроечного кризиса и тотального дефицита. Блоки сигарет (упаковка из 20 пачек) тогда стали чем-то вроде внутренней валюты — ими часто расплачивались за товары или услуги советские граждане.

Брежнев

Высокому статусу блока существовало простое объяснение: во время табачного дефицита такая упаковка стала большой редкостью. Сигареты продавали официально не больше пяти пачек в руки по талонам. Еще куревом приторговывали люди, которые так или иначе были близки к работникам табачных фабрик, и за дефицитный продукт они брали втридорога. Причем часто на продажу выставляли даже не пачки, а завернутые в самодельную бумажную трубочку (по 20 штук) сигареты.

Другим видом спекулятивной «сортировки» табака стали неразрезанные сигареты — так называемая отбраковка, которую на рынках продавали рулонами, причем порой на вес. «Тогда реально можно было купить метровую сигарету, единственное, что они без фильтра получались», — вспоминает Рыжков.

В период острого дефицита предприимчивые советские граждане продавали даже сигаретные бычки. Пол-литровая банка такой роскоши стоила на рынке 3 руб.

Да и качество сигарет упало очень низко. Производители экономили на всем: ставили бумажный фильтр вместо ватного, почти не сушили табак.

Так заканчивалась эпоха советских сигарет, которые окончательно исчезли после того, как бывшие республики Союза наводнила табачная продукция из-за рубежа.

Scroll To Top