Рейтинг@Mail.ru
Home / СЛАЙДЕР / «За нами – 40 миллионов курящих пассажиров!»
28.05.2015

«За нами – 40 миллионов курящих пассажиров!»

В Общественной палате РФ обсудили возвращение курительных комнат в аэропорты страны

28d716c8_image_big_929_40_0_7856

Надо ли возвращать курительные комнаты в аэропорты? Жаркие дебаты на эту тему состоялись  на слушаниях в Общественной палате РФ, которые были проведены по просьбе руководства аэропорта «Шереметьево».

Запрет на курение в аэропортах действует с 1 июня 2013 года, когда вступила в силу первая часть федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Антитабачный закон заработал в полную силу с 1 июня 2014 года, когда курение запретили на вокзалах, в поездах, гостиницах и ресторанах. Однако аэропорт «Шереметьево» добился от Роспотребнадзора права сохранить курилки в стерильной зоне. Помещения работали вплоть до августа 2014 года.

В начале слушаний в Общественной палате депутат Госдумы Дмитрий Носов выступил резко против возвращения курилок в аэропорты, заявив, что это «происки» международных табачных корпораций. Именно они, по его словам, «раскачивают лодку». Вопрос курилок – это вопрос всего лишь выполнения закона, то есть полного запрета в аэропортах. И если люди его нарушают, дымя в туалетах, значит, надо оборудовать отхожие места соответствующей техникой, сигнализирующей о нарушениях. Демонстративно вручив представителям «Шереметьево» датчики дыма, на которые он не пожалел «50 тысяч рублей из своей депутатской зарплаты», Носов предложил на этом завершить еще не начавшуюся дискуссию и пообещал взять аэропорт под свой «особый контроль».

Намекнула на заинтересованность сторонников возрождения курилок и сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина, сославшись на отчеты табачных компаний, из которых она сделала вывод, что закрытие курилок привело к падению потребления табака на 12 процентов.

Руководитель дирекции по связям с общественностью международного аэропорта «Шереметьево» Анна Захаренкова, отвергнув прозвучавшие обвинения в сговоре с табачными производителями, сказала: «За нами не стоят транснациональные табачные компании, за нами стоят 40 миллионов курящих граждан России, многие из которых являются нашими пассажирами». Она также отметила, что «Шереметьево» разработало свои требования к курительным комнатам. Кроме необходимой мощной вытяжной вентиляции, они должны располагаться вдали от пассажиров, соответствовать противопожарным нормам, быть непрозрачными и внутри должна присутствовать информация о вреде курения.

Против возвращения в аэропорты курительных комнат выступили и представители некоторых других общественных организаций, в частности, Международной конфедерации обществ потребителей (КонФОП). Кстати, эта структура неоднократно получала деньги на свою деятельность от зарубежных спонсоров. Резко против курилок выступили и представители Минздрава, упирая на вред табака для здоровья.

А вот многие эксперты аргументированно ратовали за возвращение курительных комнат в российские аэропорты.

Президент ассоциации юристов аэропортов России Сергей Елисеев подчеркнул, что после закрытия курилок проблема курения в аэропортах стала одной из важнейших для пассажиров. Люди теперь вынуждены тайком курить в неположенных местах, что приводит, например, к пожарам. Поэтому нужен разумный законодательный баланс между интересами курящих и некурящих людей.

Призвал здраво взглянуть на эту проблему и директор по стратегическим коммуникациям ЗАО УК «Аэропорты регионов» Евгений Красиков, который отметил, что закон в нынешней редакции доставляет неудобства прежде всего некурящим. Ведь у работников соответствующих служб аэропортов нет полномочий штрафовать нарушителей за курение в неположенных местах, а полицейские не дежурят в туалетах.

Призвал вернуть курилки и бывший депутат Госдумы, известный общественный деятель Сергей Марков. По его словам, жесткость антитабачного закона создает большие проблемы, и предложил отодвинуть во времени полную ликвидацию курилок в аэропортах. Эта мера, подчеркнул он, не будет победой транснациональных табачных корпораций, поскольку возврат курилок должен идти в пакете с определенными ограничениями для производителей табачной продукции. Более того, Марков призвал разрешить РЖД в поездах дальнего следования организовать вагоны для курящих, но по такому же пакетному принципу – с ограничениями для табачных компаний.

Ведущий научный сотрудник института экономики и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Федор Борисов взглянул на проблему с экономической точки зрения. При общемировом тренде на снижение курения, случаи полного запрета на курение в аэропортах встречаются очень редко. Во всех крупнейших международных аэрохабах есть курительные комнаты. Идет конкурентная борьба за пассажиров. После закрытия курилок в российских аэровокзалах, качество обслуживания пассажиров заметно упало: люди курить не перестали, а дым из туалетов распространяется по всему зданию. А пассажиропоток – это вопрос выживания авиации в России. В российских авиакомпаниях транзитные пассажиры, летящие, например, из Европы в Юго-Восточную Азию и в других направлениях, составляют более 30 процентов. За этих пассажиров с нами конкурируют Финляндия, Турция, ОАЭ. И если транзитный иностранец в промежутках между рейсами не найдет в российском аэровокзале место для курения, в следующий раз он российскую авиакомпанию уже не выберет. Потери на транзите только «Аэрофлота» после введения запрета на курение в аэропортах уже составили 1,5-2 млрд долларов. Мы проигрываем международным конкурентам там, где можем и должны выигрывать. Поэтому для развития транспортного потока нужно возвращение курилок, считает Федоров.

В России, где более 40 миллионов курящих, законодательство должно предусматривать возможность курить легально продаваемый табак, поэтому в аэропортах надо создать необходимые для этого условия, считает исполнительный директор Всероссийского движения за права курильщиков Андрей Лоскутов. Инициированная Движением петиция в поддержку курящих граждан за полгода собрала более 105 тысяч «живых» подписей. Нужно разумно подойти к тому, чтобы сделать антитабачный закон работающим, отметил Лоскутов.

Согласно массовому опросу ВЦИОМ, проведенному среди пассажиров аэропортов, появление в воздушных гаванях курилок поддержали 84 процента опрошенных, среди которых были как курящие, так и некурящие граждане. Об этом рассказал заместитель руководителя управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин. За последний год с нарушениями антитабачного закона в аэропортах сталкивались 37 процентов пассажиров. То есть, эта норма закона не работает, поскольку значительная часть общества отказывается ее выполнять, заключил Родин.

Чтобы убедиться в том, что антитабачный закон в части запретов на курение в общественных местах не работает, надо просто-напросто в часы пик оказаться на железнодорожном вокзале, поделился своим опытом первый заместитель председателя комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов. Например, на Ярославском вокзале толпы людей выходят из электричек и сразу закуривают. «Я сам не курю, но я далек от мысли отучить людей курить, — сказал Чугунов. – Кроме того, по Конституции РФ курить не запрещено. Нельзя людей зажимать в тиски: курить можно, но курить нельзя». По мнению Чугунова, суть антитабачного закона — оградить от табачного дыма детей и некурящих, поэтому хорошо оборудованная курилка в аэропорте никому не помешает. И даже наоборот.

Геннадий Иванов 

Фото: tsuab.ru

Комментарии экспертов и участников рынка:

Кирилл Андросов, председатель совета директоров ОАО «Аэрофлот»: “Запрет курения на борту авиалайнера уже не вызывает дискуссий в обществе: мы понимаем, слишком мало возможностей учесть в полете интересы и курящих, и некурящих. Но другое дело «чистые зоны». Здесь логично предусмотреть комнаты для курения. Логично и с точки зрения пожарной безопасности, и с точки зрения уважения к человеку, и с точки зрения экономики — наши хабы станут более конкурентоспособными”.

Михаил Барщевский, полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ, заслуженный юрист РФ: “На мой взгляд, главная задача борьбы с табакокурением – это борьба за невовлечение новых курильщиков. Создание курительных комнат в аэропортах – это не за табак и не против. Это просто уважение к тем взрослым, кто летает на самолетах: если вы курите, то курите вот здесь, а не в туалете. Я – за курительные комнаты. За уважение друг к другу”.

Андрей Лоскутов, исполнительный директор Общероссийского движения за права курильщиков: “Запрет курения в аэропортах – это та капля, в которой отразилась вся неуклюжесть запретов нашего антитабачного закона: все положенные места для курения закрыли, и что – бросили курить? Нет, стали делать это в местах неположенных. Помните, в школьной задачке на сообразительность нас спрашивали – как перевезти через реку волка, козу и капусту, чтоб все остались целы. Надо было думать и додуматься. В случае с антитабачным законом решили проще: все запретить. Слушания в Общественной палате показали, что мы, наконец, начинаем понимать, что реально действующие законы должны быть для реальных граждан, а среди них есть и те, кто курит, и те, кто не курит, и все должны быть целы, всех надо уважать, тогда и мы будем уважать закон”.

Сергей Тихонков, председатель совета общественного движения по представлению прав и интересов курящих граждан «Табачный союз»: «Здравый смысл подсказывает, что действующий сейчас тотальный запрет на курилки необходимо оптимизировать с учетом множества обстоятельств. Взять ликвидацию полностью изолированных и вентилируемых курительных помещений в аэропортах, которые ну никак не мешали некурящим пассажирам. Спрашивается: зачем было заставлять администрации аэропортов закрывать такие современно оборудованные курилки, которые были созданы как раз для того, чтобы оградить окружающих от табачного дыма? Получается, что только для того, чтобы досадить курильщикам, спровоцировать их недовольство, подвигнуть на нарушение закона. Давно известно, что всякое наступление на права того или иного многочисленного сообщества вызывает противодействие и социальное напряжение».

Обсуждение закрыто.

Scroll To Top