Рейтинг@Mail.ru
Home / СКАНДАЛЫ / Чем накормит малышей «Вимм-Билль-Данн»?
01.03.2017

Чем накормит малышей «Вимм-Билль-Данн»?

Компания, продукцию которой изымали из-за ящура и фальсификата, поставляет московской малышне творог по 6 рублей

В Москве со дня на день ожидается скандал, связанный с качеством детского питания, поставляемого АО «Вимм-Билль-Данн» (ВБД). Официально все условия соблюдены — компания выиграла объявленный тендер, нарушений не было. Столичный департамент здравоохранениязаключил с ней двухлетний контракт (с 2017 по 2019 годы) на поставку детского питания на общую сумму 11,6 млрд рублей. Первоначальная стоимость контракта составляла 16 млрд рублей, однако ВБД вызвался выполнить его почти на 30 процентов дешевле, обеспечив тем самым себе победу — никто из конкурентов, участвующих в тендере, не смог «перебить» это предложение.

Поставки продукции для детей в столичные молочно-раздаточные пункты ВДБ начнутся  20 марта. Стало известно, что, например, детский творог «Агуша»для детей от 6 месяцев обойдется государству в 2017 году, согласно контракту, всего в 6 рублей 43 копейки за 50-граммовую упаковку. Хотя объявленная заказчиком начальная цена была более чем в два раза выше — 14 рублей 28 копеек.

Московские общественники, узнав о такой разнице, решили провести собственное расследование. Совершив «контрольные закупки» в популярных столичных сетевых магазинах, они определили среднюю цену творога «Агуша» в упаковке 50 грамм — 18 рублей 50 копеек.

Затем активисты обратились к экспертам молочного рынка, чтобы выяснить минимальную цену этого продукта. Профессионалы, исходя из стоимости молока, подсчитали, что 50 грамм такого творога должны стоить как минимум 14 рублей 36 копеек. Дальнейшие попытки снизить цену при изготовлении творога промышленнымспособом неизбежно приведут к снижению качества продукта.

Очевидно, что обладая такой информацией,  родители московских детей будут требовать доскональной экспертизы творога «Агуша» и других продуктов ВБД, поставляемых в молочно-раздаточные пункты столицы. Как считают эксперты,при такой цене продукция «Вимм-Билль-Данн» вряд ли будет соответствовать высоким требованиям качества детского питания. Скорее всего, лабораторные исследования обнаружат там вместо молочного жира пресловутое пальмовое масло. А это будет скандал.

Впрочем, к скандалам ВБД не привыкать, как, впрочем, и другим компаниям, входящим в группу PepsiCo. Так, в октябре минувшего года Роспотребнадзор распорядился изъять из оборота большую часть молочной продукции, которая была выпущена комбинатом «Юрьев Польский» во Владимирской области, по причине обнаружения в ней вируса ящура. Предприятие, указанное в распоряжении ведомства, является филиалом компании «Ополье», которая входит в структуры холдинга «Вимм-Билль-Данн». Как признали  в пресс службе группы PepsiCo, из торговли изъяли кефир и простоквашу торговой марки «Домик в деревне», широкий перечень продукции «Ополье» и молочные продукты, выпускаемые  под собственными марками сетей «Ашан», «Билла», «Каждый день» и «Лакомо».

При этом многие СМИ обратили внимание на то, что после вспышка ящура прошла неделя, в течение которой представители  PepsiCo словно умышленно скрывали появившуюся проблему, представляющую  серьезную угрозу здоровью тысяч москвичей и жителей других регионов. И такое поведение официальных представителей компании — тоже показатель отношения группы PepsiCo как к своим партнерам-ритейлерам, так и к потребителям их продукции.

Опасный вирус в «молочке» — это, конечно, неординарный случай даже для российских предприятиях PepsiCo. А вот фальсификатом грешат многие из них. Например, прошлой  весной в молоке, выпущенном заводом «Вимм-Билль-Данн» в Тимашевске под брендом «Кубанская буренка»,  Россельхознадзор по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обнаружил превышение норм содержания антибиотиков «окситетрациклин» и «тетрациклин». Тем самым производитель нарушил технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции». По мнению экспертов, этот случай свидетельствует о том, что качественное молоко, закупленное у фермеров, в целях экономии затем вульгарно бодяжится различными способами, в том числе добавками пальмового масла и другими заменителями молочных жиров. В результате такое «молоко» часто становится просто опасным для здоровья. Подобные случаи были зафиксированы на предприятиях PepsiCo в Омской и других областях.

Не секрет, что количество поддельной «молочки» у нас не уменьшается. Так, по данным Роспотребнадзора на октябрь 2016 года, доля фальсифицированной продукции среди молока и сыра составила от 45 до 73 процентов. И существующие штрафы на подделку не останавливают недобросовестных производителей. Роспотребнадзорв 2016 году предлагал ввести уголовную ответственностьза продажу поддельных продуктов питания в детских садах, школах и больницах.Когда эта инициатива не нашла поддержки, ведомство предложило штрафовать нарушителей на сумму до 3 млн рублей. Тоже не прошло.

Не единожды пытались выступать против фальсификата и в Госдуме. Так, в прошлом году в нижнюю палату парламента обратилось заксобрание Ленинградской области с предложением ужесточить ответственность за фальсификацию пищевых продуктов: для юрлиц — до 1 млн рублей (сейчас максимум — 300 тысяч), для должностных — до 50 тысяч (сегодня . Скажем, юрлицо заплатит штраф в размере до 1 млн. рублей (сегодня — до 20 тысяч). Эта инициатива поддержки не нашла.

Пытались бороться с пальмовым маслом депутаты Мария Кожевникова и Балаш Балашов, справедливоросс Олег Нилов, его однофамилец ЯрославНилов с однопартийцами из ЛДПР Игорем Лебедевым и Андреем Свинцовым, но тоже безуспешно.

Аналитики, комментируя эти и другие неудавшиеся попытки ужесточить ответственность за производство и сбыт молочного фальсификата, обращают внимание на то, что компания PepsiCo, как и многие другие, уличенные в подделке продукции, является членом отраслевой ассоциации Национальный союз производителей молока (Союзмолоко). А его руководитель Андрей Даниленко имеет связи во многих эшелонах власти  и известен как профессиональный лоббист интересов компаний, входящих в Союзмолоко. Так что теоретически при надобности сумеет найти подходы к московским чиновникам, чтобы заставить их «переварить» и вимм-дилль-данновскую «Агушу» за 6 рублей 43 копейки, даже если этот творог в принципе несъедобен. А что будет на самом деле с поставками ВБД детского питания — скоро увидим.

Петр Силкин

Scroll To Top