Рейтинг@Mail.ru
Home / РАССЛЕДОВАНИЯ / Чем пахнет русский бензин?
08.03.2017

Чем пахнет русский бензин?

Сети АЗС укрупняются, но не могут избавиться от фальсификата

На днях Росстандарт опубликовал данные  масштабной проверки сетей отечественных автозаправочных станций.  Как выяснили ведомственные проверяющие,  каждая пятая АЗС в стране торгует некачественным топливом, а 12 процентов станций и вовсе сбывают откровенный фальсификат. При этом комиссия Росстандарта настроена оптимистично: ведь  такая  же проверка в 2015 году выявила, что некачественное топливо сбывалось практически на каждой второй АЗС!  И это при том, что мониторингу подверглись все автозаправочные сети России, которые в основном работают под брендами известных топливных компаний.  Получается, что на рынке розничной торговли топливом наблюдается позитивная динамика в плане улучшения качества реализуемой продукции. Но до полного устранения проблем еще далеко: ситуация, при которой  каждая пятая АЗС предлагает некачественный бензин, не соответствует ни европейским, ни мировым стандартам.

Эксперты обратили внимание на то, что комиссия Росстандарта не стала уточнять,  АЗС каких нефтяных компаний больше всего грешат фальсификатом. Похоже, это вопрос не столько технологических нарушений, сколько большой политики.

Сегодня  в России функционирует около 50 тысяч АЗС. Рынок автозаправок в основном поделен между крупнейшими игроками, в число которых входят Лукойл, Роснефть, Татнефть,Башнефть,Газпромнефть, ГК «Трасса», «МосОйл», ВР и др. Однако на рынке АЗС, особенно в регионах, пока еще находится место и для мелких компаний. Если в Москве и ближайшем Подмосковье сеть заправочных станций в основном сформировалась (в Москве и области сегодня порядка двух тысяч  автозаправочных станций) и можно ожидать их технического совершенствования и расширения функциональности, то в других регионах России процесс формирования разветвленной сети станций еще в процессе становления. Конкуренция в бензиновом бизнесе весьма острая, но АЗС растут как грибы после дождя, а значит, в руках частника дело это прибыльное.

Основные тенденции в развитии сети автозаправочных станций в России корреспондируют с мировыми. Вместе с тем, сегодняшняя ситуация на российском рынке розничных продаж имеет свою специфику, которая соответственно отражается и на стратегии автозаправочного бизнеса.

Например, в отличие от западных рынков, где качественные характеристики продаваемого топлива практически идентичны и не зависят от конкретных поставщиков, в России одним из ключевых факторов конкурентоспособности является качество топлива. Широкое распространение относительно дорогостоящих автомобилей импортного производства, чувствительных к качеству горючего, предопределяют особое внимание, которое уделяют их владельцы выбору заправочной станции. На психологическом уровне предпочтение отдается сетевым станциям вертикально-интегрированных нефтяных компаний, а также крупных и известных розничных торговцев. Предполагается, что качество топлива у них должно быть выше. Отсюда брэндовая составляющая приносит большую рыночную стоимость.

Сейчас многие продавцы бензина считают, что выгодное расположение АЗС и ее техническое оснащение не гарантируют устойчивую прибыль. Поэтому в последнее время популярен так называемый франчайзинг. Некрупный владелец АЗС, используя брэнд одной из известных нефтяных компаний, увеличивает продажи. Как показывает опыт,  переход под крыло крупной топливной компании  повышает продажу бензина на обычной частной заправке в два раза.

Договор франчайзинга обходится владельцу АЗС недорого. Фактически это плата за аренду известного товарного знака. Заключая договор франчайзинга, компания  требует детального соблюдения ее фирменного стиля. По мнению крупных компаний, это повышает конкурентоспособность АЗС. К примеру, ЛУКОЙЛ выпустил целую брошюру с рекомендациями по использованию фирменного стиля для сотрудничающих с ним АЗС. В этой брошюре расписано все до мелочей: какого размера и цвета должны быть вывески, в какую униформу следует одевать персонал, на какой высоте необходимо повесить флаги и даже как расставить урны.

Отраслевые эксперты отмечают, что  насыщенность автомобильными заправочными станциями в России недостаточна и все еще отстает от ведущих стран мира, поэтому  на сегодняшний день существует необходимость размещения новых станций и комплексов для обеспечения розничных продаж топлива и представления сервисных услуг в городах и вдоль дорог различного уровня.

Не случайно крупнейшие игроки этого рынка строят планы по развитию и расширению своих сетей АЗС. Так, Роснефть активно развивает бизнес автозаправок сразу в нескольких регионах страны, включая Башкирию, Новосибирскую , Тульскую, Ленинградскую области, Красноярский край. По сообщениям информагентств, Газпром в конце февраля подписал с Росавтодором договор о строительстве многотопливных АЗС на новой строящейся скоростной дороге Москва- Санкт- Петербург, а также в Московской, Тверской и Ленинградской областях. Серьезно увеличить свое присутствие на рынке розничной торговли топливом планирует «Татнефть», которая намерена инвестировать свыше 40 миллиардов рублей в строительство новых АЗС в ряде регионов Центрального федерального и Приволжского федерального округов. А вот «Газпромнефть» внезапно сократила план развития АЗС в стране сразу на 20 процентов. Сдержанную позицию занимает и Лукойл: глава компании Вагит Алекперов недавно заявил, что «увеличение числа заправок будет идти по необходимости». При этом Лукойл намерен реализовать планы по строительству крупных заправочных комплексов в ряде аэропортов страны.

Вместе с тем российский рынок АЗС не оставляют без внимания и западные компании. Так, компания Shell предпринимает экспансию в ряде регионов: например, в Костроме и Костромской области в этом году открывается сразу целая сеть АЗС с таким брендом. При этом, как отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, на рынке АЗС наблюдается тенденция укрупнения.  «На рынке правят бал  федеральные сети АЗС, принадлежащие крупным компаниям, а независимые операторы с трудом выдерживают конкуренцию, их  число  в стране сокращается, а освободившиеся места занимают более крупные сети», — свидетельствует эксперт. Специалист УК «Финам Менеджмент» приводит и конкретные примеры: « Так, «Башнефть» занималась активно скупкой АЗС, чтобы увеличить свои активы перед продажей «Роснефти». «Газпром» до недавних пор  активно всё скупал на этом рынке, но сейчас в компании период затишья. «Татнефть» увеличивает активы, но предпочитает строить АЗС сама и покупает в основном землю. «ЛУКОЙЛ» берёт только очень достойные заправки, а не сети».

Похоже, что рынок АЗС в России будет серьезно меняться в пользу крупных компаний. Однако для потребителя  важнее, чтобы эти перемены приводили к улучшению качества топлива и сервиса.

Анатолий Белов

Scroll To Top