Рейтинг@Mail.ru
Home / ОБЩЕСТВО / Стюардессы проиграли Аэрофлоту
19.04.2017

Стюардессы проиграли Аэрофлоту

Авиакомпания отстояла в суде право набирать бортпроводниц по стандартным габаритам

Стюардесса «Аэрофлота» Ирина Иерусалимская намерена продолжить борьбу за свои права с работодателем. Как стало известно Polytika.ru, Тушинский суд Москвы отказал Иерусалимской в удовлетворении иска к авиакомпании, которая, как и другие ее коллеги, пыталась убедить суд признать незаконными требования компании о допустимом размере одежды, росте и весе бортпроводников. Иерусалимская намерена подавать апелляцию.

Скандальный конфликт «Аэрофлота» со стюардессами стал достоянием общественности 21 февраля, когда российские СМИ сообщили о том, что возмущенные политикой авиакомпании стюардессы, подали на нее в суд. Женщины обвинили работодателя в нарушении трудовых прав и дискриминации сотрудников по внешнему виду, весу и возрасту.

По словам сотрудников «Аэрофлота» «курс на похудение и омоложение» здесь начался после того, как генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев вернулся из поездки по Азии. «Шефу понравились азиатки, и теперь при наборе в бизнес-класс приоритет у высоких стройных девушек восточного типа, желательно моделей», — пояснили сотрудники.

В соответствии с «азиатским стандартом» авиакомпания начала избавляться от стюардесс старше 40 лет и больше 46-го размера. Как пояснила на своем примере бортпроводник высшей категории Евгения Магурина, которая работает в «Аэрофлоте» с 2010 года, еще недавно она была старшим бортпроводником, летала в основном за границу и получала от руководства поощрения за хорошую работу, однако с лета прошлого года все изменилось.

«Нам всем сказали, что в «Аэрофлоте» теперь за границу будут летать только молодые и худые. Нас всех массово сфотографировали и измерили, некоторых даже взвешивали — делалось это под предлогом ребрендинга авиакомпании и заказа новой формы для сотрудников. Всех, кто был старше 40 и у кого одежда больше 46-го, перестали ставить на заграничные рейсы», — рассказала женщина.

По словам сотрудниц «Аэрофлота» врачи ВЛЭК (врачебной летно-экспертной комиссии) в рамках курса на омоложение получили указание искать любой предлог для увольнения «старых, толстых, страшных» («группа СРС», как ее прозвали сотрудники авиакомпании) стюардесс. В свою очередь «стюардессы, пытаясь вписаться в новые критерии, падали в голодные обмороки прямо в диспетчерской, но, даже если и худели, им говорили, что, мол, все равно летать в Америку или Доминикану не будешь, потому что старовата уже. Тем, кто попал в группу СТС, из 90 возможных часов налета оставили кому 60, а кому и 40», — рассказал другая бортпроводница по имени Наталья.

В «Аэрофлоте» отвергли обвинения в дискриминации бортпроводников по внешним данным и возрасту, заявив что авиакомпания «неукоснительно придерживается положений российского законодательства, а также в соответствии с лучшими международными практиками — принципов «работодателя равных возможностей». Это подразумевает категорическое неприятие дискриминации работников по внешним данным, возрасту, расовому и гендерному принципу, политическим и религиозным взглядам и т. п.». Однако авиакомпания, например, так и не смогла объяснить в суде, почему ту же Иерусалимскую перестали ставить на международные рейсы.

Как отмечалось в исковом заявлении, нескольких стюардесс, включая Иерусалимскую, из-за несоответствия новым корпоративным стандартам перевели на внутренние рейсы, вылетающие ночью либо рано утром.

«Аэрофлот» объяснил в суде новые требования к «габаритам» стюардесс безопасностью пассажиров. Дескать, «превышение бортпроводниками установленных требований к их «габаритам» делает затруднительным быстрое передвижение бортпроводников по салону воздушного судна, затрудняет проход по салону между пассажирскими креслами, причиняет неудобства пассажирам в случае столкновения с бортпроводником, затрудняет вход/выход из воздушного судна», — подчеркивает «Аэрофлот» в своих объяснениях суду.

В компании отмечают, что в случае появления экстремальной ситуации избыточный вес бортпроводника может оказаться опасным, так как помешает ему полноценно выполнять свои обязанности при эвакуации пассажиров. «Аэрофлот» похоже стал и первой российской компанией, который экономически обосновал зависимость наличия штрафов сотрудникам от их веса.

По расчетам авиакомпании, каждый «сверхнормативный» килограмм массы тела бортпроводника увеличивает расходы компании на 759 рублей в год. «В этой ситуации зависимость надбавки от веса сотрудника связана со стремлением компенсировать понесенные им дополнительные расходы без необходимости прибегать к замене сотрудника», — пояснили в авиакомпании.

Сослались в «Аэрофлоте и на мифические желания пассажиров, которые хотят видеть «стройных и молодых» стюардесс. «При наличии определенных предпочтений пассажиров единственной надлежащей линией поведения перевозчика будет являться наиболее полное соответствие таким предпочтениям. Выполнение персоналом рекламной функции следует расценивать как дополнительное преимущество при найме сотрудников, а также расчете объема дополнительных поощрительных выплат», — говорится в документе.

В целом ситуацию можно перевести на пассажиров в целом. Например, можно говорить о том, что самолеты «Аэрофлота» опасны для пассажиров не подходящих под его «азиатские стандарты», которые могут травмироваться в экстремальных ситуациях. А еще может пассажиры не хотят видеть на борту других толстых пассажиров, а в качестве стюардесс предпочитают, например, стриптизерш. Кстати, некоторые авиакомпании запускали рекламные ролики, где персонал выполнял подобную «рекламную функцию». Почему бы и здесь «Аэрофлоту» не соответствовать «наличию определенных предпочтений пассажиров»?

В общем, после массовых скандалов с «дочкой» «Аэрофлота» — лоукостером «Победа», не удивительно, что скандалы начались и в материнской компании.

Геннадий Иванов

Scroll To Top