Рейтинг@Mail.ru
Home / РЕГИОНЫ / «Сбербанк»: Крым не наш
29.05.2017

«Сбербанк»: Крым не наш

Главный банк России не решается работать в Крыму из-за боязни санкций

«Не может идти речи о начале нашей работы в Крыму», — заявил на днях глава «Сбербанка» Герман Греф. Как посчитала Polytika.ru, «Сбербанк» не единственный, кто до сих пор боится зайти в Крым.

Недавно «Сбербанку» столкнувшемуся с проблемами на Украине пришлось продать свои украинские активы. Но, по заявлению Германа Грефа, это ничто по сравнению с теми санкциями, под которые может попасть банк, если начнет работать в Крыму и Севастополе.

«Сбербанк» отказался от выхода на рынок Крыма из опасений расширения санкций против банка, которые могут иметь негативные последствия для всей экономики России. Об этом заявил глава «Сбербанка» Герман Греф на пресс-конференции по итогам годового собрания акционеров, на котором были представлены итоги работы банка в 2016 году и подведены промежуточные итоги реализации стратегии компании на 2014-2018 годы.

«Мы должны понимать, что наше присутствие в Крыму автоматически означает попадание нас под очень широкий спектр санкций, не только которые есть сейчас… Последствия для экономики страны могут быть таковы, что даже пока не может идти речи о начале нашей работы в Крыму», — сказал Греф.

И «Сбербанк» не единственный, кто не хочет заходить на полуостров. Сейчас жители республики не могут купить и обслуживать модели большинства иностранных марок — из-за возможных санкций те просто игнорируют полуостров.

Так, участники Российской ассоциации дилеров (РОАД) пожаловались, что автокомпании из-за страха возможных санкций не желают открывать свои дилерские салоны в республике. Как рассказал на форуме РОАД руководитель крупнейшей дилерской сети в Крыму и Симферополе ГК «Автодель» Михаил Смолянов, в силу политических обстоятельств ряд автокомпаний в Крыму просто не работают.

«У нас есть, к примеру, Kia, Hyundai, «АвтоВАЗ», ГАЗ, Peugeot, Citroen, ряд китайских брендов и Volkswagen Group полным составом за исключением разве что Porsche, который присутствует тут завуалированно. Не хватает всех остальных».

Замглавы Минпромторга Александр Морозов заявил, что готов помочь с этим вопросом. Чиновник попросил назвать конкретные марки, которые ведут локализованное производство в России и при этом их не «видит Крым». По словам дилеров, к таким относится Renault — раньше местным жителям хотя бы сервисные работы можно было проводить через Краснодарский край, однако сейчас эту возможность прикрыли.

Нет Nissan, Toyota, также им хотелось бы видеть в Крыму BMW и Mercedes. В итоге Морозов заявил, что организует специальную встречу для автокомпаний уже на следующей неделе. Пригласить на нее планируется все автобренды, которые ведут или собираются запустить производство в России, но по каким-то причинам не открыли дилерские центры в Крыму.

При этом автодилеры утверждают, что спрос на новые автомобили в Крыму после присоединения к России заметно вырос. «У меня есть знакомые бюджетники, которые получали зарплату 7 тыс. рублей. А теперь — 100 тыс. рублей, — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» один из представителей дилерского сообщества.

«Конечно, они начинают присматриваться к новым автомобилям, а возможности купить и обслуживать их здесь просто нет. Куда хуже ситуация c дилерами Land Rover. Им вообще обрубили все каналы работы. Они даже не могут проводить диагностику. Вот представьте, приезжает человек на Range Rover за 7 млн рублей на сервисное обслуживание, а ему говорят — вам в Краснодар. Для ряда брендов есть еще вариант с Новороссийском. Поэтому вполне возможно, что компании, у которых продажи в России невелики и нет собственного производства, вовсе решат уйти из России, чтобы только не рисковать и не попасть под санкции из-за Крыма — тот же Land Rover. Но Renault, Nissan — это вообще массовые бренды. Ведь VW Group работает, почему же не могут и остальные?»

Более того, оказывается, жителей Крыма игнорирует и государство. В частности, выяснилось, что местным жителям до сих пор не доступны все госпрограммы поддержки автопрома. Банков с лицензией от Центробанка, которые могут выдать льготный автокредит или оформить лизинг, на полуострове до сих пор нет. Из-за отсутствия на полуострове, скажем, того же «Сбербанка» все заявленные льготные программы обошли крымчан стороной в прошлом году, и в этом году ситуация аналогична.

«По формальным причинам мелким банкам отказывают в возможности оказывать такие услуги, а крупных нет, — говорят дилеры. «Получается, ты хочешь купить машину, но у тебя нет ни дилера, ни доступа к госпрограмме, как будто ты не часть Российской Федерации».

Партнер практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр Ракша объясняет нежелание автокомпаний работать в Крыму тем, что акционеры большинства из них — иностранные компании, штаб-квартиры, которых находятся преимущественно в странах, поддерживающих санкции в отношении России и Крыма.

«Если они будут вести экономическую деятельность на территории полуострова, то рискуют нарушить режим санкций и получить штрафы на суммы куда большие, чем они смогут заработать в Крыму, — рассказал Ракша «Газете.Ru». — Даже если штаб-квартира той или иной компании расположена в стране, не вводившей санкции в отношении России и Крыма (например, Китай), но работает на рынках стран Европы или США, то они все равно рискуют попасть под санкции и потерять часть глобального бизнеса. Даже многие российские публичные компании не работают в Крыму по той же причине: они рискуют попасть под санкции Запада и потерять доступ к экспортным рынкам, рынкам капитала».

В свою очередь юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ващилко обращает внимание на то, что в России все без исключения производители, в том числе и те, чьи головные компании имеют европейскую и американскую «прописку», работают через зарегистрированные в России же дочерние предприятия. А это означает, что запрет на осуществление деятельности в Крыму не распространяется. «Но это в теории. На практике крупный бизнес, и это касается не только автопроизводителей, но и банки, осторожничает из-за возможности применения к ним ограничительных мер», — сказала Ващилко «Газете.Ru».

Впрочем, как отмечают наблюдатели, в отличие от «Сбербанка» и многих иных даже российских компаний, которые боятся работать на полуострове, здесь присутствуют западные компании, даже из стран, участвующих в антироссийских санкциях. Это, например, и немецкие VW Group и «Метро», и французский «Ашан». Правда, они вынуждены балансировать на грани постоянных слухов об уходе из региона.

Так в октябре крымские и севастопольские СМИ, ссылаясь на неназванные источники, в очередной раз сообщили о возможном уходе сетевых магазинов «Ашан» и «Метро» с полуострова из-за давления стран Запада. Позже оказалось, что сообщения преждевременны, и закрывать свои точки в Крыму ритейлеры не собираются.

Слухи вызвало расследование агентства Reuters, которое обратило внимание, что гипермаркеты французской сети «Ашан» и немецкой «Метро» продолжают работать в Симферополе и Севастополе. После чего, по версии неназванных источников, пытаясь избежать штрафов за нарушение западных санкций против Крыма, руководство сетей приняло решение магазины на полуострове закрыть.

Впрочем, вслед за последовавшим опровержением, выяснилось также, что расследование Reuters показало, что санкции не запрещают европейским фирмам и гражданам вести бизнес в Крыму. Запрет касается инвестирования и заключения сделок с отдельными организациями, такими как Керченская паромная переправа. Издание также сообщает, что вся транспортировка грузов ведется через субподрядчиков, и доказательств участия ритейлеров в этом процессе нет.

В том же расследовании Reuters спикер Еврокомиссии Майя Косьянчик завила, что исполнение санкций является делом отдельных входящих в содружество государств, а не Брюсселя. Другой источник Reuters, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что это, конечно, «против духа» санкций, но пока против России не введено официальное продовольственное эмбарго, формально препятствий для деятельности нет.

В пресс-службах самих «Метро» и «Ашан» агентству Reuters заявили, что на территории Крыма работают российские ритейлеры, действующие в рамках франшизы, и которые подчиняются российскому, а не европейскому законодательству.

Любопытно, что на фоне всей этой истории с отказом как иностранных, так и российских компаний работать на полуострове еврочиновники, например, считают российские компании, вроде «Сбербанка» главной опорой антироссийских санкций, а отечественные потребители задаются вопросом: «А нужны ли России компании, которые ставят под сомнение территориальную целостность государства?»

Так недавно, целый ряд российских интернет-ресурсов перепечатал «новость» о том, что директор-распорядитель МВД Кристин Лагард якобы высказалась в ироничном ключе по поводу отсутствия в Крыму российского Сбербанка. Авторы «новости» приписали Лагард следующие слова: «…пока Сбербанк России, подчёркиваю — России, ссылается на западные санкции при вопросе о работе в Крыму — они будут вечны. Отмечу — Сбербанк России является крупнейшим, системообразующим финансовым подразделением России, и если он участвует в западных санкциях, что подтверждает его руководитель, значит, всё правильно — санкции необходимы. Ведь участие в санкциях означает их безусловное выполнение, и никаких претензий у нас на этот счёт к Сбербанку нет. Пока такое участие продолжается — санкции будут вечны. Кстати, это касается не только этого банка России, но и ряда других, весьма крупных, финансовых организаций. Как финансист я понимаю их интересы, но как патриот своей страны Франции, для меня являлось бы дикостью, если бы системообразующий французский банк отказывался работать на французской территории или её части из-за запрета иностранных государств. Впрочем, это внутреннее дело России».

Позже найти оригинальное высказывание Кристин Лагард в первоисточнике не удалось, и судя по всему информация может быть недостоверной. Тем не менее, это свидетельствует о том, что ситуация с отсутствием в Крыму и Севастополе, где нет даже «Почты России» – вместо нее существует формально независимая «Почта Крыма» — беспокоит не только жителей полуострова.

При этом отмечалось упорство, с которым, тот же «Сбербанк» и прочие до последнего держались за свой бизнес на Украине, фактически поддерживая АТО. В частности, украинская дочка одного из крупных российских операторов открыто организовала сбор средств в пользу развязанной украинскими властями войны на Донбассе.

При этом если российские пользователи и критикуют, например, сайт Booking.com или российских дилеров Mercedes, то больше всего все же раздражает позиция российских компаний во главе со «Сбербанком». Подчеркивается, скажем, что при пусть и полулегальном присутствии в регионе «Метро» и «Ашан», на полуострове нет ни «Магнита», ни «Пятерочки», ни «Перекрестка», ни «Дикси».

Тот же Сбербанк, глава которого заявил, что банк вернется в Крым только после смягчения санкций, в июне 2016 интернет-пользователи поймали на том, что на карте, размещенной на его сайте, Крым фактически не отнесен ни к Украине, ни к России…

Ирония судьбы, но за демонстрации карты с именно российским Крымом пострадал (был запрещен) недавно на Украине телеканал «Дождь», который в любви к Крыму и российским патриотам уж точно заподозрить сложно. Представители «Дождя» объяснили тогда, что они вынуждены соблюдать российское законодательство.

В годы Великой Отечественной войны на всех освобожденных территориях сразу начинали функционировать совучреждения.

Великобритания, имеющая ряд тяжелых территориальных споров, обеспечивает работу всего, что она считает нужным, на Фолклендах и Гибралтаре. И там, и там открыты отделения крупных британских банков.

И если в отношении западных компаний российские граждане спрашивают, а есть ли смысл работы в России компаний, которые не хотят работать в Крыму? Тем более, что уход из России того же Mercedes не нанесет ущерба массовому российскому потребителю. А вот какой вопрос следует задать в отношении Грефа?

Виталий Семенов

Scroll To Top