Рейтинг@Mail.ru
Home / ПОЛИТИКА / США признали финансовую непрозрачность собственных пропагандистских медиа
23.11.2017

США признали финансовую непрозрачность собственных пропагандистских медиа

Под конец года американские правительственные ведомства подводят итоги

Не стал исключением и Совет управляющих по вопросам вещания США, занимающийся управлением американскими пропагандистскими медиа по всему миру, включая и Россию. В ходе состоявшегося недавно собрания членов правления BBG был, в частности, представлен отчёт о деятельности американских государственных пропагандистских медиа, в котором отмечалась как возросшая активность проектов «Радио Свобода» и «Голоса Америки» в российском сегменте соцсетей, так и вопиющая неэффективность расходования средств, выделяемых американскими налогоплательщиками на «противостояние» России в информационном поле.

В отчёте, в частности, отмечается, что «Радио Свобода» и «Голос Америки» усилили своё присутствие в сегменте российских социальных медиа и способствуют предоставлению сбалансированной информации ещё большей аудитории.

Высоко оценивается и деятельность телеканала «Настоящее время», который получил круглосуточное вещание и распространяется на аудиторию Восточной Европы и бывших соцстран, предоставляя информацию, основанную на «факт-чекинге».

Следует отметить, что в отчёте, опубликованном по итогам заседания правления BBG, содержится ряд аудиторских заключений. Так, в частности, офис генерального инспектора Государственного департамента и Совета управляющих по вопросам вещания указал на то, что, согласно их данным, у BBG отсутствуют грамотные управленческие стратегии как в вопросах управления рисками, так и в вопросах финансирования и информационной безопасности. Офис генерального инспектора также предъявил ряд претензий к деятельности «Радио Свобода» как грантополучателя BBG, отметив, что имеют место многочисленные нарушения, связанные с документальным сопровождением контрактов. Из 45 проверенных контрактов в 11 отсутствовала документация, ещё 11 не были одобрены (заверены подписями) самой BBG.

Обвинения контрольных органов в адрес собственных пропагандистских медиа по поводу неэффективных и сомнительных расходов уже звучали в отчётах генерального инспектора Госдепа. В одном из докладов отмечалось, что у «Радио Свобода» и телеканала «Настоящее время» было обнаружено 11 контрактов на сумму 14 миллионов долларов, которые были заключены без одобрения и рассмотрения Совета управляющих иностранным вещанием (правительственное агентство США, занимающееся иновещанием), а на восьми контрактах вообще отсутствуют подписи поставщиков.

Проверка также выявила тот факт, что «Радио Свобода» формально не закрывало истёкшие гранты, что приводило к тому, что НКО, участвовавшие в их внутренних конкурсах на предоставление тех или иных услуг, фактически нарушали американское законодательство о финансовом аудите при использовании федерального финансирования.

Особое внимание в отчёте за 2017 год уделяется совместным инициативам служб BBG, таких как телеканал «Настоящее время», «Полиграф» и его русскоязычная версия — «Фактограф», нацеленных на раскрытие «российской дезинформации и пропаганды». Отдельно отмечается, что целью вещания является не только сама Россия, но и все достижимые русскоязычные пространства Центральной Азии и бывших соцстран. В связи с этим отмечается, что стратегия направлена на развитие дистрибьюционной сети по доставке контента.

Скриншот видео currenttime.tv

Скриншот видео currenttime.tv

Так, «Настоящее время» имеет 58 дистрибьютеров в 22 странах. Оценивая репортёрскую деятельность в России, BBG отмечает значимость взаимодействия между его продуктами. В частности, отмечается, что проект Polygraph.info и его русскоязычный вариант «Фактограф.инфо» стали результатом коллаборации между «Голосом Америки» и «Радио Свобода», как это было и в случае с проектом «Настоящее время», что должно было расширить присутствие служб BBG в русскоязычных сегментах Центральный Азии и Прибалтики.

Следует отметить, что в ходе своего выступления руководитель «Радио Свобода» Томас Кент поднял вопрос принятия российской Госдумой законопроекта, согласно которому СМИ, финансируемые из-за рубежа, могут быть признаны иностранными агентами. Глава «Радио Свобода» выразил обеспокоенность тем, что российские депутаты и чиновники предлагают признать «Голос Америки» и «Радио Свобода» нежелательными организациями и прекратить их вещание в России. Кент также отметил противоречивость высказываний в России о роли служб BBG, которые варьируются от полного отсутствия их влияния на повестку в России до полного проникновения в информационное поле, нацеленного на подрыв доверия к российскому руководству.

Следует отметить, что в бюджетном запросе BBG конгрессу на 2017 год прямо говорится о том, что «в 2017 году RFE/RL планирует усилить финансирование проекта «Настоящее время», который будет представлять собой свежую альтернативу кремлёвской пропаганде в среде русскоговорящих граждан на территории постсоветского пространства». Если более внимательно смотреть на предоставляемые конгрессу бюджетные запросы со стороны совета управляющих по вещанию, то на Россию по линии RFE/RL выделено на 2017 год $8,5 млн. А всего на постсоветское пространство — чуть более $61 млн. При этом в бюджетной заявке сказано о том, что в 2017 году BBG запрашивает дополнительно $15 млн на проект «Цифровые медиа в новую эпоху».

Фото © Flickr/David Kleinschmidt

Фото © Flickr/David Kleinschmidt

Последний тезис относительно России, попавший в отчёт, касается запуска 26-серийного документального фильма «Наша американская история» о российских мигрантах, которые испытали все прелести капитализма свободного рынка и гражданского участия в демократии. Целью фильма является показать альтернативу повседневной жизни в России.

Проблемы в расходовании средств, выделяемых на противодействие России в информационном противостоянии, свидетельствуют о том, что такие медийные инструменты, как радиостанции типа «Радио Свобода» или «Голос Америки», созданные в эпоху холодной войны, в настоящий момент оказываются неспособными успешно конкурировать с продвигаемой российскими СМИ повесткой. Влияние этих СМИ на русскоязычную аудиторию продолжает падать, а после вступления в силу поправок к закону об иностранных агентах и практически неизбежном внесении в них структур, аффилированных с BBG, можно прогнозировать дальнейшее падение их популярности и охвата аудитории.

Илья Ухов

Источник: «Life»

Scroll To Top