Рейтинг@Mail.ru
Home / ЭКОНОМИКА / Судостроители пошли за крабом
29.11.2017

Судостроители пошли за крабом

ОСК настаивает на сохранении инвестквот

Рисунок: Виктор Чумачев / Коммерсантъ

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) просит правительство сохранить нынешний механизм распределения квот на вылов краба, а также этот ресурс в перечне инвестквот. Иначе ОСК угрожает недозагрузкой мощностей и банкротством Хабаровского судостроительного завода (ХСЗ). Доходы участников рынка позволяют без проблем заказывать новые суда, но эксперты уверены, что реально вынудить к этому крабодобытчиков смогут только инвестквоты.

Участники рынка вылова краба нашли защитника в лице ОСК, которая поддержала сохранение действующего на нем порядка закрепления квот. “Ъ” ознакомился с письмом, которое президент ОСК Алексей Рахманов направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу, попросив отказаться от аукционов по крабу и распространить на него механизм инвестквот. Аналогичные письма ушли в Росрыболовство, Минтранс и Минпромторг.

Квота на вылов краба на этот год составляет 80 тыс. тонн в Дальневосточном бассейне и 15 тыс. тонн — в Северном. Сейчас компании, получившие квоты в 2000-х годах, автоматически продлевают их на следующий период, если соблюдают условия вылова. Кроме того, с 2018 года бизнес может рассчитывать на инвестквоты, которые позволяют получить дополнительные объемы вылова под обязательство построить суда на российских верфях. Однако Владимир Путин санкционировал обсуждение изменения системы распределения квот (см. “Ъ” от 20 и 21 ноября) — в частности, проведение новых аукционов на 60 тыс. тонн краба уже на 2019 год. В отрасли были уверены, что изменения выгодны некоему новому крупному игроку, источники “Ъ” указывали на Русскую рыбопромышленную компанию Глеба Франка и Максима Воробьева, но ее гендиректор Андрей Тетеркин опровергал РБК причастность к письму. В Росрыболовстве среди плюсов новой системы называли привлечение на рынок новых участников и прямые доходы бюджета от реализации квот.

В ОСК подтвердили факт отправления писем, пояснив, что инвестквоты обеспечат верфям новые контракты. При ином решении «работа, конечно, не остановится, но часть заказов будет недополучена». В секретариате господина Дворковича и Минтрансе говорят, что письмо пока не поступало. В Росрыболовстве не смогли предоставить комментарий. В Минпромторг обращение ОСК пришло 27 ноября, департамент судостроительной промышленности и морской техники «прорабатывает вопрос».

Алексей Рахманов пишет, что в случае отказа от инвестквот и при проведении аукционов добытчики краба «обвально сократят» инвестиции в строительство новых судов. В качестве примера топ-менеджер приводит контракты Выборгского судостроительного завода на шесть судов для Северо-Западного рыбопромышленного консорциума стоимостью почти 11 млрд руб. (см. “Ъ-СПб” от 1 июня). Кроме того, в письме говорится о принципиальном соглашении ХСЗ с СК «Викинг» о строительстве серии из десяти судов для вылова краба, но только под инвестквоты.

На ХСЗ не ответили на вопросы “Ъ” о ходе переговоров с «Викингом». В списке крупнейших на Дальнем Востоке крабодобывающих компаний, предоставленном Росрыболовством, СК «Викинг» отсутствует. Но в письме Алексею Рахманову от 21 ноября гендиректор ХСЗ Игорь Васько утверждает, что в случае отказа от инвестквот верфь потеряет контракт на семь судов на 8,5 млрд руб., «что в совокупности с отсутствием заказов в 2018 году может привести к банкротству». Собеседник “Ъ” в отрасли уверяет, что ХСЗ ведет переговоры только о строительстве одного-двух краболовов длиной 60–65 м.

По словам другого источника “Ъ”, добыча краба на Дальнем Востоке в основном поделена между крупными игроками, и за «Викингом» может скрываться кто-то из известных на рынке компаний. В базе СПАРК зарегистрировано сразу несколько компаний под названием СК «Викинг». По данным “Ъ”, через эту структуру переговоры о строительстве краболовов ведет группа «Сигма Марин Технолоджи», «Викинг» выступает консультантом по согласованию контракта, проекта судна и других деталей.

При этом, добавляет один из собеседников “Ъ”, крабовый бизнес сегодня «настолько маржинален, что почти любая добывающая компания может выложить несколько миллиардов на строительство новых судов». По данным главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в стадии реализации, подписания или финальных согласований находятся четыре крупных заказа на 18 краболовов общей стоимостью более 26 млрд руб. Но все они «безоговорочно зависимы от решения по инвестквотам», уверен эксперт. Если оно будет принято, добавляет Михаил Бурмистров, может быть построено еще не менее 20 краболовов общей стоимостью до 30 млрд руб.

Герман Костринский, Санкт-Петербург, Анастасия Веденеева

По информации: «КоммерсантЪ»

Scroll To Top